«Морские дьяволы»: как боевые пловцы выполняют смертельные задания
Спецназ ВМФ - «морские дьяволы», «морская смерть», «черные демоны» - как только не называли легендарное советское, а потом и российское подразделение боевых пловцов. Об этих людях, выполняющих смертельные задания, легенды ходят по праву - отбор в спецназ Военно-морского флота России жесточайший, и служить там могут только профессионалы самого высокого уровня. Выходить на задание из торпедного аппарата подводной лодки - для спецназа ВМФ СССР и России такой способ появления у берегов противника уже обыденность. Такая же бытовая для морского спецназа вещь - это владение почти всем современным вооружением, в том числе и специальным, которое широкому кругу лиц почти никогда не демонстрируется.
Рота особого назначения
Прототипом и отправной точкой для всего современного отечественного морского спецназа можно считать создание РОН - роты особого назначения. Боевое подразделение, собранное из лучших кадровых военных довоенного периода, официально было создано 11 августа 1941 года. Прописалось первое отечественное подразделение боевых пловцов в Ленинграде - городе, наиболее подходящем по условиям для постоянных изнурительных тренировок. Советский морской спецназ официально начинает существовать: операции прикрытия, диверсии, нападения - все эти мероприятия уже тогда, в начале сороковых, входили в «список добрых дел». Несмотря на новизну и полагавшееся передовое вооружение, морской спецназ Советского Союза был весьма скудно оснащен: гидрокостюмы, снаряжение, дыхательные маски, приборы для транспортировки полезной нагрузки - все это спецназовцам приходилось изготавливать чуть ли не вручную.
О том, что сложности со снаряжением были тогда большие, говорят почти все эксперты в области спецподразделений. Военный историк и спецназовец, член Союза Ветеранов Спецподразделений Олег Костенков в интервью «Звезде» пояснил, что трудности с передовым (по меркам сороковых годов) оборудованием были связаны не с материально-техническим снабжением.
«Понимаете, какая вещь, тогда ведь боевые пловцы как отдельный вид подразделений специального назначения только-только входил на флот. Никто толком не понимал, как будет проходить реальная работа. Прорисовка и написание планов на бумаге - это одно. А по факту - действовал морской спецназ тех лет, высаживаясь с воздуха в основном, однако, несмотря на то, что опыта почти никакого не было в этом отношении, построенные тренировочные площадки позволили в кратчайшее время понять, например, сколько займёт захват и уничтожение среднего по размерам корабля. Тогда этот норматив был, если не ошибаюсь, около 10 минут», - заявил эксперт.
Умельцам из морского спецназа, отличавшимся помимо профессиональных качеств еще и прямыми руками, принадлежала и серия любопытных изобретений. Например, «шлиссер» - специальный обоюдоострый клинок, с помощью которого человеческая плоть разрезалась, как масло. Конструкция такого ножа, придуманного одним из членов первых отрядов морского спецназа, позволяла наносить противнику удары, после которых не мог оправиться даже самый выносливый человек. Смертельные ранения боевые пловцы наносили противнику даже через толстый слой форменной одежды или снаряжения.
Успешных операций, подготовка к которым проходила в настоящих боевых условиях, у РОН за годы Великой Отечественной было не сосчитать: разминирования, разведка, подрывы, наблюдение за конвоями - всем этим приходилось заниматься морскому спецназу в годы самой кровопролитной войны за всю историю человечества. Однако есть среди ежедневных подвигов и вовсе уникальные операции. Например, подъем затопленной в Выборгском залива германской субмарины U-250 - воистину операция, подвластная лишь профессионалам. Она до сих пор считается одной из самых трудновыполнимых и сложных в мире. Ее изюминка заключалась в том, что лодка, которая так сильно интересовала командование Флота СССР, была частично обездвижена, а капитан субмарины успел доложить о повреждениях. Все бы ничего, но немецкая авиация начала с невероятной силой бомбить квадрат нахождения подлодки с целью потопить собственный боевой корабль и не дать советскому спецназу завладеть лодкой и ее секретами. Однако, несмотря на серьезное противодействие, подъем лодки закончился для «черных дьяволов» советского флота успешно - вместе с изрядно помятой субмариной советские специалисты обнаружили суперсовременные торпеды, изготовленные военными специалистами Третьего рейха. Это были торпеды Т-5, о существовании которых даже и не догадывались в СССР. Они поразили советских конструкторов своими тактико-техническими характеристиками, ведь скорость движения под водой и уровень маневрирования немецких торпед были существенно выше, чем у торпед, которые находились на вооружении советского флота.
Пираты ХХ века
С приходом мирной жизни морской спецназ без работы не остался. Стратегия глобального противостояния отошла на второй план, но вот противостояние локальное, никому не заметное - стало развиваться с новой силой. В конце 60-х годов отдельные разведподразделения объединяются в 17-ю бригаду спецназначения, основной задачей которой является борьба и противодействие противнику с моря. Следует отметить, что традиции отбора в спецназ ВМФ в конце 60-х, несмотря на общую «спокойную» обстановку по сравнению с требованиями времен Великой Отечественной, только ужесточались: кандидат в боевые пловцы помимо срочной службы в армии был обязан обладать минимум одной, а лучше двумя редкими армейскими специальностями, иметь отменное, близкое к идеальному здоровье и выдержать курс ФВ - так называемого физического воздействия.
Метод «допуска» советских военнослужащих к службе в рядах морского спецназа в современном обличии - это экзамен на ношение крапового берета, отбор лучших из лучших. Офицеры отбирали самых живучих и самых выносливых людей для последующего выполнения смертельных заданий. Именно с конца 60-х и начала 70-х годов начинается самый настоящий расцвет советского спецназа морей и океанов: техника, снаряжение, отдельные ремонтные и дежурные базы и пункты, собственная линия связи с Министерством Обороны - все это делало из «морских дьяволов» самую настоящую элиту элит Вооруженных сил Советского Союза.
Именно с началом 70-х годов на вооружении боевых пловцов появляются новые дыхательные системы, позволяющие находится от 30 минут до пары часов в толще воды и при этом выполнять боевые задачи. Тогда же начинается и проработка специальных средств для скрытной доставки спецназа до места проведения операции - миниатюрные субмарины, оснащенные небольшими двигателями, именно с конца 70-х начинают единично испытываться и применяться советскими боевыми пловцами. Модернизированный вариант комплекса «Сирена-У», разработанного и испытанного еще в самом начале 60-х, официально принимается на вооружение морского спецназа СССР.
Эксперты и инженеры в России к единому мнению относительно средств доставки спецназа так и не пришли, однако советские разработки в этом плане, по их заявлениям, существенный технологический прорыв.
«Это уникальная, совершенно штучная и очень дорогая технология, даже для того времени», - рассказывает в интервью «Звезде» инженер-судостроитель, кандидат технических наук Виктор Федотов.
«Сам факт проектирования и разработки такого транспорта означал, что внимание этим подразделениям уделялось колоссальное, и надежды на них были, без сомнения, одними из самых больших. Создавался такой транспорт на базе советской 650-мм торпеды. Дальность хода, если память мне не изменяет, планировалась что-то вплоть до 80 морских миль. Называлась даже цифра в сто миль, но достичь такого показателя тогда не удалось», - заявил эксперт.
Не менее интересными с точки зрения конструкции стали и дальнейшие проекты работ по теме подводного транспорта. Средства групповой доставки проекта «Сирена-К», который в силу разных причин так и не довели до ума и эксплуатации, предполагал даже размещение вооружения, включавшего в себя футуристические по тем временам магнитные мины для подрыва вражеских кораблей во время стоянки.
Терроризм - это болезнь
В конце 70-х у спецназа ВМФ начинается эпоха ренессанса. Повышенное внимание, помноженное на серьезные технические изыскания, постепенно начинают давать свои плоды, превращая некогда высококвалифицированное подразделение в самых настоящих морских правителей. В 1975 году на вооружении морского спецназа появляется первый и пока что единственный в мире автомат для подводной стрельбы - АПС - и принятый чуть ранее пистолет для подводной стрельбы СПП-1. «Иглометы» советского спецназа одним своим видом наводили ужас на всех, кто не разбирался в тонкостях работы. Психологический эффект, помимо возможности стрельбы под водой, оказывали еще и боеприпасы, напоминающие длинные и острые иглы морского ежа, от которых под водой спасения не существовало в принципе. Выстрел такого пистолета или автомата под водой гарантировал, что противник больше не сделает ни единого движения.
«"Игла" была способна прошивать вражеского водолаза-диверсанта вместе с аквалангом и снаряжением», - рассказал «Звезде» специалист по стрелковому вооружению историк военно-морского флота Игорь Вяткин.
Пистолеты и автоматы подводного назначения, к слову, ни одной из зарубежных стран построить так и не удалось. Уникальная советская конструкция, сочетающая в себе надежность, простоту схемы, баллистические свойства боеприпаса и стойкость к коррозии, ни одной западной страной так и не была разработана и массово в специальных подразделениях не применена. АПС и СПП-1 позволяли и позволяют до сих пор эффективно работать оружием в непосредственной близости от защищаемого объекта - корабля или любого другого подводного объекта, практически со стопроцентной гарантией того, что неприятель, решивший устроить диверсию в зоне ответственности нашего спецназа, будет уничтожен.
Век двадцать первый
Несмотря на то, что «холодная война» давно в прошлом, спецназу ВМФ теперь уже России скучать не приходится. Постоянные тренировки, проверки, занятия, учеба - это лишь верхушка айсберга спецназовской подготовки. Курс психологической устойчивости, усовершенствования боевых навыков, отдельной и специальной подготовки - лишь малая часть тех дисциплин, которым обучают современный российской морской спецназ. Главная проблема современного мира - международный терроризм - для морского спецназа сейчас основная и самая важная цель. Спасение человеческих жизней на воде, на суше с выходом из-под воды - мастерство, которому так просто не обучишься и с «наскока» не одолеешь. Подготовка квалифицированного бойца морского спецназа в России, по мнению некоторых специалистов, занимает от года, до трех лет, в зависимости от того, каким именно специалистом отдельно взятого бойца хотят видеть на флоте.
«Современного бойца в прямом смысле слова лепят, словно пластилин. Его обучают, натаскивают, показывают, учат - словно новобранца в армии. Учат всему: стрелять, обезвреживать, закладывать взрывные устройства, оказывать первую помощь. Все эти навыки на земле-то чрезвычайно сложно освоить, а уж в условиях работы морского спецназа не то что физика - психология - требует кардинально другого подхода», - поясняет в интервью «Звезде» психолог Ольга Захарова.
Психология и подготовка, тактика и физическая форма - это понятно. Но как быть с вооружением? Несмотря на то, что большинство разработок для подводного спецназа имеют еще советские корни, потенциал для их использования не исчерпан полностью до сих пор. Одно дело - иметь огнестрельное оружие на поверхности. Совсем другое - на глубине метров 15-20. Современных средств защиты от подводных отечественных автоматов типа АПС не придумано до сих пор, а средств противодействия выпущенной в противника пистолетной или автоматной «игле» в современных и технически развитых государствах, по мнению экспертов, и вовсе не придумано даже в теории. От подводной «пули» можно разве что уклониться, но для этого нужно быть не просто человеком, но еще и гимнастом. Советское подводное оружие при всей своей уникальности и надежности все эти годы имело один существенный недостаток - работать такими «инструментами» с максимальной эффективностью можно было лишь под водой. На поверхности огневая мощь автоматов и пистолетов для «подводной рыбалки» снижалась.
Все поменялось с приходом АДС - двухсредного автомата для спецназа, которым можно эффективно работать как под водой, так и на суше. Конструкция автомата уже на начальных этапах - проектирования и адаптации - предусматривала использование автоматического оружия нового типа боевыми пловцами. В результате автомат Тульского Конструкторского технологического института машиностроения удовлетворяет не только подводным, но и обычным, сухопутным нуждам морского спецназа.
Боевые пловцы на службе современного российского государства - уже не экзотика. Помимо самого опытного, спецназа ВМФ, подразделения боевых пловцов есть и в структуре внутренних войск России, и в федеральных структурах, таких, как ФСБ. У каждой группы - свои особенности. На флоте в России, по разным оценкам, служат около двух тысяч людей особого, подводного назначения. Специалисты в области противодиверсионной работы утверждают, что, несмотря на кажущуюся небольшую численность, такой спецназ может эффективно нейтрализовать любую угрозу в море, устье реки и вообще в любом другом морском или речном объекте. Уникальный опыт, железные люди и смешанный с передовыми технологиями труд - все это позволяет боевым пловцам Военно-морского флота России и по сей день оставаться лучшим морским подразделением специального назначения.